Техосмотр: ответы на все вопросы
С 1 января 2012 года в России начали действовать новые правила прохождения техосмотра автомобилей. А с 30 июля 2012 года заработали поправки к закону о техосмотре, которые фактически отменили старые талоны ТО и ввели в оборот так называемые «диагностические карты» (они заменяют традиционные талончики, которые действуют до 1 августа 2015 года). Система техосмотра изменилась кардинально. Что же такое техосмотр, зачем он нужен и как его проходить? Сейчас вы получите ответы на все эти вопросы.
До недавнего времени каждый водитель должен был во время поездки на автомобиле возить с собой талон техосмотра. Однако, начиная с 1 января, прохождение техосмотра контролируется исключительно страховыми компаниями при продаже полиса ОСАГО. Без талона ТО или диагностической карты заключить договор ОСАГО можно только для следующих транспортных средств:
• зарегистрированных ВАИ или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
• транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
• тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним, и которые зарегистрированы Гостехнадзором.
Сейчас купить полис ОСАГО можно в любой момент, даже если до конца срока действия талона техосмотра или диагностической карты остался всего один день. Однако нужно помнить – при ДТП страховые компании могут предъявить регрессное требование владельцу автомобиля, который не имел действовавшего на момент аварии техосмотра. Если же техосмотр был, но авария произошла из-за неисправности ТС, то страховая компания может предъявить иск уже к оператору техосмотра. Правда, тут есть один нюанс – оператор ТО несет ответственность только в том случае, если неисправность была выявлена во время техосмотра, но по каким-то причинам не внесена в диагностическую карту (доказать это крайне сложно).
Сотрудники ГИБДД проверять наличие талона техосмотра или диагностической карты у владельцев легковых автомобилей, грузовиков и прочих транспортных средств не имеют права!
При этом полис ОСАГО сотрудники ГИБДД проверить могут (а без техосмотра полис не купить). Штраф за отсутствие «автогражданки, согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП РФ, составляет 500-800 рублей плюс запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков (разрешается движение ТС к месту устранения причины запрещения эксплуатации ТС, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации ТС).
Периодичность прохождения ТО
Новые легковые автомобили категории «В» в возрасте до трех лет полностью освобождаются от прохождения ТО, а выдача талона ТО или диагностической карты на такие машины не предусматривается. При этом при расчете возраста автомобиля учитывается исключительно его год выпуска, а не начало эксплуатации. То есть если машина была выпущена в 2010 году, но по каким-либо причинам дилер продал ее только в 2012 году, то техосмотр ей предстоит проходить уже в 2013 году.
Легковые автомобили в возрасте 3-7 лет проходят ТО раз в два года.
Машины в возрасте от 7 лет и старше проходят ТО ежегодно.
Где проходить техосмотр
Пройти техосмотр можно в любом регионе страны, вне зависимости от места жительства владельца или регистрации автомобиля.
С 1 января 2012 года функции проведения техосмотра автомобилей переданы от МВД независимым операторам технического осмотра. При этом до 1 января 2014 года техосмотр можно будет пройти и в старых государственных пунктах прохождения ТО. Кроме того, техосмотр можно выполнить и у авторизированных дилеров, которые имеют соответствующую аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков. При этом дилер вправе отказать автовладельцу в осмотре, если марка машины не совпадает со специализацией дилера.
Еще недавно после прохождения техосмотра владельцу автомобиля выдавался талон ТО, но в настоящий момент он заменен диагностической картой (выданные ранее талоны будут приниматься страховыми компаниями до 1 августа 2015 года).
Сама процедура осмотра легкового автомобиля должна занимать по новым нормам 30 минут (раньше было 42 минуты). За это время технический эксперт должен проверить машину по 65 пунктам, включая тормоза, внешние световые приборы, исправность стеклоочистителя и стеклоомывателя, содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и так далее.
При обнаружении неисправностей автомобилист получает диагностическую карту, в которую вносятся выявленные недочеты, а машина направляется на повторный осмотр. На ремонт дается 20 дней, в течение которых водитель может вновь пройти осмотр на том же пункте (если прошло больше 20 дней, то процедуру придется осуществлять заново). Повторный осмотр в этом случае будет платным, но деньги возьмут только за осмотр «проблемных» участков. При обращении к другому оператору ТО проходить осмотр придется заново за полную стоимость.
Все адреса пунктов прохождения ТО в России можно посмотреть на сайте Российского союза автостраховщиков http://www.autoins.ru/export/pto.html
Что нужно иметь с собой
Для проведения техосмотра автомобиля от владельца требуется минимум документов:
• документ, удостоверяющий личность (паспорт);
• свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства (ПТС);
• доверенность на право управления автомобилем (если требуется). Доверенность может быть составлена в простой письменной форме, но при этом в ней должна быть так называемая «разрешающая фраза» - «Доверяю прохождение техосмотра…»;
Других документов (в том числе медицинской справки) не требуется. Различий в списке документов для физических и юридических лиц нет.
При этом водитель должен помнить, что, помимо вышеуказанных документов, во время техосмотра у него попросят показать огнетушитель объемом не менее двух литров (проверьте срок его годности) и знак аварийной остановки. Аптечка не требуется! Правда, ее все равно нужно возить с собой – согласно ст. 12.5 ч.1 КоАП, за отсутствие аптечки сотрудник ГИБДД может вынести предупреждение или оштрафовать на 100 рублей.
Сколько стоит
До 1 января 2014 года ТО можно пройти как на старых государственных пунктах проведения техосмотра, так и на новых аккредитованных. При этом на государственных «точках» нужно заплатить только пошлину в размере 300 рублей.
Новые аккредитованные пункты ТО пошлину не берут, но при этом они самостоятельно устанавливают тарифы на проведение техосмотра автомобиля. Они не могут быть выше предельного размера, который определяют местные власти. Например, в Москве это 720 рублей для легкового автомобиля, в Московской области – 680 рублей, в Санкт-Петербурге – 881 рубль, в Приморском крае - 983,14 руб., а, скажем, в Тюменской области – всего 293 рубля.
Если с первого раза пройти осмотр не удалось, то все неисправности вносятся в диагностическую карту, которая выдается на руки владельцу. Повторный осмотр можно пройти в течение 20 дней у того же оператора ТО. В этом случае платить придется лишь за «предоставленный объем услуг», то есть за осмотр «проблемных» мест. По прошествии 20 дней процедуру техосмотра придется проходить заново. При обращении на другой пункт ТО процедуру техосмотра нужно проходить в полном объеме (и, соответственно, платить полную стоимость).
Во многих регионах страны действуют льготы при прохождении ТО. Например, в Москве пройти ТО без оплаты могут мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (при осмотре одного ТС), герои Советского Союза и Герои России, кавалеры ордена Славы трёх степеней, инвалиды всех категорий, общественные организации инвалидов. Правда, пройти «бесплатный» техосмотр в столице можно только на пяти пунктах ТО (в этом случае, помимо стандартного пакета документов, от владельца потребуют подтвердить льготу).
Ответственность за отсутствие техосмотра. Штрафы
В настоящий момент сотрудники ГИБДД не имеют права требовать предъявления талона о техосмотре или диагностической карты. Исключение сделано только для водителей такси, автобусов и техники, которая перевозит опасные грузы. Они обязаны иметь при себе документ, подтверждающий прохождение ТО (владельцы таких транспортных средств обязаны проходить ТО раз в шесть месяцев). При его отсутствии, согласно статье 12.1 ч.2 КоАП РФ, выписывается штраф в размере 500-800 рублей и, самое главное, запрещается эксплуатация ТС со снятием государственных регистрационных знаков (при этом разрешается движение ТС к месту устранения причины запрещения эксплуатации ТС, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации ТС).
А вот полис ОСАГО сотрудник ГИБДД проверить может (а без техосмотра страховку не купить). Согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП РФ, штраф за отсутствие полиса составляет 500-800 рублей плюс запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков (разрешается движение ТС к месту устранения причины запрещения эксплуатации ТС, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации ТС).
Если не прошел. Повторный техосмотр
Если техосмотр не удалось пройти с первого раза, то расстраиваться не стоит. Эксперт выдаст вам диагностическую карту, где будет четко указано, почему машина не прошла ТО. При этом владельцу дается 20 дней на ремонт, в течение которых он может вновь обратиться на тот же пункт проведения осмотра.
Повторный техосмотр будет платным. Но деньги возьмут лишь за осмотр мест, из-за которых машина не прошла первичный осмотр. Если же обратиться к другому оператору проведения ТО, то всю процедуру придется проходить заново. Если вы не успели в течение 20 дней исправить выявленные недостатки, то техосмотр также придется проходить заново за полную стоимость.
Помните – для успешного прохождения техосмотра вам нужно иметь с собой огнетушитель объемом не менее двух литров (с действующим сроком годности) и знак аварийной остановки. Аптечка при проведении ТО не требуется.
Что такое диагностическая карта?
В настоящий момент документом, который подтверждает прохождение техосмотра, является диагностическая карта (все выданные ранее старые талоны техосмотра будут приниматься страховыми компаниями при оформлении полиса ОСАГО до 1 августа 2015 года). Диагностическая карта представляет собой лист формата А4, где в виде таблицы отражены данные обо всех проверенных узлах автомобиля. Кроме того, в диагностической карте содержится вывод о соответствии или несоответствии автомобиля требованиям безопасности. При этом в карте отражен срок ее действия — до его истечения владелец машины должен вновь пройти ТО.
Диагностическая карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния транспортного средства. Оператор технического осмотра и эксперт несут полную ответственность за выдачу диагностической карты, а также за соблюдение иных требований, установленных федеральным законодательством.
Диагностическая карта составляется в письменном виде в двух экземплярах, один из которых выдается на руки владельцу (второй хранится у оператора на протяжении трех лет). При этом карта оформляется и в электронном виде, после чего она отправляется в единую информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). Там она хранится на протяжении пяти лет.
При покупке подержанного автомобиля проходить заново техосмотр не требуется — карта «работает» до истечения срока ее действия вне зависимости от смены собственника.
В случае утраты или гибели диагностической карты ее дубликат выдается любым оператором ТО в день обращения на основании сведений, которые содержатся в электронной базе данных ЕАИСТО. За повторную выдачу диагностической карты взимается госпошлина 300 руб.
Возить с собой диагностическую карту не требуется. Она нужна только для покупки полиса ОСАГО. В соответствии с международными договорами, диагностическая карта подтверждает допуск автомобиля к эксплуатации не только в России, но и за ее пределами.