ТО и ОСАГО - неразрешимые объятия?
В соответствии с законом об ОСАГО для оформления полиса необходима в наличии диагностическая карта о прохождении техосмотра. А если её нет, или её действие заканчивается завтра? И как без полиса доехать до станции прохождения ТО?
Обязанность оформления гражданской ответственности автомобилиста прописана в законе. Передвижение по дорогам общего пользования без полиса ОСАГО грозит штафом в 800 рублей или запрещеним эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков. Так что, во избежание проблем, без страховки из гаража лучше не высовываться...
Поскольку, оформление полиса ОСАГО невозможно без прохождения ТО, а перемещение ТС своим ходом без ОСАГо к пункту прохождения ТО сопряжено для автолюбителя дополнительными рисками, разберем варианты "взаимных смертельных объятий" нормативных актов и рекомендации по их разрешению.
1. Нет техосмотра, нет ОСАГО, автомобиль не стоит на учёте
Для того, чтобы не возникло проблем при общении с сотрудниками ГИБДД на тему отсутствия ОСАГО, оформляем полис, срок действия которого составляет 20 дней. Эта возможность предусмотрена п.3 статьи 10 «Срок действия договора обязательного страхования» Федерального закона. При этом в данные полиса вписывается только VIN автомобиля.
После оформления такого договора можно пройти техосмотр. Имея на руках диагностическую карту покупается годовой полис и уже с ним можно отправляться в ГИБДД для постановки автомобиля на учёт. После получения регистрационных знаков номер автомобиля нужно сообщить в страховую компанию и вписать эту информацию в полис.
2. Нет техосмотра, нет ОСАГО, автомобиль зарегистрирован
Процедура практически не отличается от предыдущей ситуации, только после прохождения техосмотра и оформлении годового полиса ОСАГО в него вписываются сразу все необходимые данные, включая госномер автомобиля.
3. Нет техосмотра, есть ОСАГО
Поскольку по действующему законодательству наличие ТО контролирует только страховая компания, с которой заключается договор обязательного страхования, то при наличии полиса техосмотр никому не нужен. ГИБДД не имеет права проверять наличие диагностической карты. Теоретически ответственность может возникнуть при ДТП, произошедшем из-за технической неисправности автомобиля, из-за которого может возникнуть вопрос о нарушением действующего законодательства при оформлении ОСАГО. Но страховым компаниям вскрывать эти нарушения не выгодно, если только это нарушение не выявлено контролирующими органами. Если такая ситуация произошла, то страховщики просят своих клиентов предоставить диагностическую карту. Если ТО не пройден, то договор может быть расторгнут.
4. Есть техосмотр, нет ОСАГО
Статья 15 п. «е» закона «Об ОСАГО» говорит о том, что среди документов, необходимых для оформления договора должна быть «диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств». О каком-либо требовании к сроку действия этой карты речи не идёт. Поэтому, даже если действие диагностической карты заканчивается «завтра», то «сегодня» по ней можно оформить полис ОСАГО.
5. Есть техосмотр, есть ОСАГО
Понятно, что это оптимальная ситуация. В случае ДТП страховая компания не вправе отказать в выплате по ОСАГО или предъявить регресс к автовладельцу. Если же авария произошла из-за плохого технического состояния автомобиля, то ответственность будет нести оператор технического осмотра. Пункт 2 статьи 24 закона о техосмотре гласит, что «если в ходе проведения технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей».